среда, 27 ноября 2013 г.

Владимир Палихата: новый шахматный король

Свершилось. Шахматный мир получил нового чемпиона мира. На смену Вишванатану Ананду, находившемуся на вершине шесть лет, пришел Магнус Карлсен.

Молодой, амбициозный и бескомпромиссный он едва обучался первым ходам, в то время как Виши уже сражался на равных с Каспаровым. Когда Ананд стал чемпионом мира, Магнус еще только входил в элиту мировых шахмат. Можно сказать, что норвежец вырос на партиях своего предшественника, подобрав по ходу золотой ключик к его игре.

Глядя на участников матча в Ченнаи, вспоминались строки классика: «Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень - не столь различны меж собой…». Действительно, даже опытному автору романов сложно было бы придумать две столь же несхожие натуры. Культура, привычки, семейное положение, жизненный опыт, отношение к миру… Список можно продолжить, но сходства ни в одной из сфер вы не найдете.

Видимо дело не только в том, что за доской сошлись шахматисты двух разных поколений. Причем один из них был не в лучшей форме, а другой с непостижимой энергией рвался вперед. Здесь еще и различный подход к игре. Хотя оба гроссмейстера, безусловно, много работают над шахматами, много проводят времени за компьютером. Но Ананд, все-таки, сформировался, как игрок, задолго до появления действительно сильных компьютерных программ, в то время как Карлсен впитывал технические новинки и алгоритмы еще в детском возрасте. Отсюда его талант к разыгрыванию «нечеловеческих» позиций, многократно подмеченный комментаторами.
Налицо, конечно же, и огромный шахматный талант. Ведь иной подход к работе за компьютером не только у Магнуса, но и у его сверстников. Однако равных ему по уровню игроков пока нет.

Кроме того, несмотря на внешнюю невозмутимость, норвежец обладает неукротимым темпераментом. Для него победа в этом матче значила гораздо больше, чем для оппонента. Ананду по большому счету ничего и никому уже давно не надо доказывать. Карлсен же, играет так, будто каждая его партия последняя в жизни. Он готов сражаться всегда и везде, не думая ни о турнирной стратегии, ни о чем-либо еще.

Я видел его в Москве во время одного из супертурниров. Его энергетика производит неизгладимое впечатление. Недаром в маленькой Норвегии в скором времени можно ожидать шахматный бум. Юноша сейчас близок к тому, чтобы быть супергероем у себя на родине, да и не только там.


Для шахмат смена чемпиона мира может стать реальным шансом на возвращение популярности. Он харизматитчен, ярок, умеет себя подать. У него уже есть команда, способная максимально «раскрутить» молодого человека. К тому же он из страны, которая всегда была далека от большой политики. А в последние годы наша любимая игра у многих ассоциировалась именно с политическими играми. Даже не касаясь деятельности Гарри Каспарова, можно вспомнить Роберта Фишера и его выпады против Америки. Его последний матч со Спасским в Югославии тоже имел сильный политический резонанс. Но для популяризации шахмат, на мой взгляд, лучше иные темы для новостей. К примеру, такие как появление нового чемпиона мира. Жаль, что наши СМИ довольно вяло отреагировали на это событие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий